Трибуна

 REV, 35
Россия, Пятигорск
Написать

Мелком - Иранский реформатор и мыслитель

Как то вечером читая книгу по истории Ирана, прочитал о неком армянине Мелконе, прозванному на английский лад Малькольмом, который в XIX начале XX века играл не последнюю роль в политике иранского государства. Информации в книге, которую я читал, о нем было мало, он упоминался вскользь всего один раз, но и этого мне хватило, чтобы заинтересоваться персонажем. Спустя несколько дней после активных поисков источников и некоторого времени проведенного в чтении разного рода книг, удалось собрать более-менее сносную биографию деятеля.

Как выяснилось Малькольм-хан при всем своем отношении к армянству, был личностью довольно-таки противоречивой. Оставим в сторонке все личностные качества Малькольма и рассмотрим его вклад и значимость в культуру Ирана. Так кем же был это иранский армянин? А был он ни много ни мало просветителем-реформатором, основоположником иранской драматургии, публицистом и дипломатом. Сторонником иранского масонства, активным участником иранской конституционной революции. Будучи сторонником социального дарвинизма желал развития Ирану по принципу смоделированному на ценностях просвещения, а также настаивал на возвращении к «персидскому» наследию. Но обо всем по порядку

Мирза Мальком-хан — родился в 1833 году Новой Джульфе, район Исфахана куда были переселены Шахом Абассом армяне Джуги, в армянской семье. В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж, где с 1843 по 1851 год окончил армянскую школу Самуэля Мурадяна, а затем политехнический колледж. Именно здесь в Европе мировоззренческой основой для всей деятельности Мальком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, которая позже проявилась в его масонстве. После своего обучения он возвращается в Персию где он был принят на государственную службу и был назначен переводчиком в иранское посольстве в Стамбуле.

В 1852 году в Тегеране был организован Политехнический университет преподавать в который был приглашен Мальком-хан. Спустя 5 лет в 1852 году он был отправлен в Париж на дипломатическую службу. В 1856-57 в составе иранской делегации в Париже участвовал в заключении мирного договора с Великобританией. По возвращению в 1858 году в Иран составил проект реформ по европейскому образцу, идею о которых пропагандировал в созданном им обществе «Дом забвения». В 1862 году общество по указанию шаха было разгромлено, а Мальком-хан арестован и выслан из страны. Чуть позже он вернулся в страну и получил пост советника в иранском посольстве в Стамбуле, там же в 1861 году Мирза Мальком-хан издал три сатирические пьесы на социально-политическую тему: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули-мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Таким образом издав эти пьесы Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его работы предназначались больше для чтения и в театрах никогда не ставились.

С 1863 года Мальком-хан с особым увлечением начинает работать над проектом реформы арабской письменности, в частности, он добивался минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Считая реформу алфавита - двигателем прогресса Мальком-хан говорил:" Я бился, над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике". Однако нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства. Проект реформатора так и не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегченной графики издал несколько книг.

Часто Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета в Иране, при этом в своих произведениях он не развил ее. Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения. Он изображает иранское крестьянство, в пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком-хан пытается раскрыть тему народа, которая находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи. При этом его отношение к народу было двойственным: он подчеркивал свое уважение к народу, но в тоже время считал что тот не созрел для участия в управлении государства и законодательной деятельности.

В 1871 году был назначен на должность советник иранского премьер-министра. В конце 70-х и в 80-х годов XIX века являлся дипломатическим представителем Ирана в различных европейских странах. В 1889 году Мальком-хан был отстранён от государственной службы, однако спустя несколько месяцев был назначен посланником в Рим. С 1890 года проживал в Лондоне, где свыше 3-х лет издавал газету «Канун» («Закон»; вышло 42 номера), сыгравшую заметную роль в развитии обществ, мысли в Иране. Газета нелегально доставлялась в Иран и, несмотря на преследования властями ее читателей, получала распространение. В статьях, опубликованных на страницах газеты, а также в литературно-критических и политических трактатах Мальком-хан выступал за установление конституционного строя в Иране, требовал проведения реформ, направленных на устранение экономической и культурной отсталости страны. Идеи Мальком-хана, так же как и простой и ясный язык его произведений, оказали большое влияние на развитие новой персидской, публицистики и литературы.

Свою смерть иранский мыслитель и реформатор встретил во время своей поездки в Швейцарию 13 июля 1908 года, где и был похоронен в городе Лозанна.
Армения Онлайн © 2006—2018