Трибуна

 REV, 35
Россия, Пятигорск
Написать

Гражданская авиация в Арцахском конфликте

На просторах Интернета случайно наткнулся на доклад Министерства транспорта США о преступлениях совершенных в отношении летательных средств гражданской авиации (U.S. Department of Transportation «Criminal Acts Against Civil Aviation»). Доклад интересен прежде всего тем, что в нем упоминаются и армянские воздушные суда, которые в период войны в Арцахе подверглись обстрелу со стороны вооруженных сил Азербайджана. Удивительно, но про эти случаи практически ничего не известно, посему для того что бы поиски увенчались успехом пришлось изрядно покопаться.

Во время активной фазы военных действий гражданская авиация широко использовалась для осуществления гуманитарных операций в окруженном Арцахе. Каждый день не смотря на обстрел со стороны азербайджанцев совершалось по несколько вылетов, в Арцах доставляли медикаменты и продукты питания, в обратном направлении вывозились раненые, а также женщины и дети. По сути говоря, каждый вылет являл собой подвиг, беззащитные перед обстрелом с земли и воздуха пилоты гражданской авиации вылетая в истекающий кровью регион осознавая чем может закончится их полет, зачастую прощались со своей семьей. Вылетов было много, но я хочу рассказать о нескольких совершенных в течении 1992 года.

3 марта 1992 года. Транспортный вертолет Ми-26, выполнявший под прикрытием Ми-24 гуманитарную операцию, доставил в осажденное армянское село Гюлистан 20 тонн муки и должен был вывезти оттуда около 50 женщин и детей. Завершив погрузку мирных жителей, вертолет поднялся в воздух и вместе с машиной сопровождения полетел через Кельбаджарский район в направлении границы с Арменией. Около пяти часов вечера по московскому времени, в нескольких километрах от границы вертолеты попали в засаду, их атаковал азербайджанский вертолет Ми-8, который отвлек внимание вертолета сопровождения. Пока Ми-24 отгонял атаковавшего, транспортник поразила ракета, пущенная азербайджанцами из ПЗРК с земли. Загоревшись, вертолет начал падать, пилоты в свою очередь насколько это было возможным смягчили падение, но жертв не удалось избежать вертолет рухнул возле азербайджанского села Сейдиляр. Из пятидесяти человек, находившихся на борту, 16 погибли и 34 получили ранения разной тяжести.

27 марта 1992 года. В конце марта пассажирский самолет ЯК-40, совершал рейс Степанакерт – Ереван вывозя из Арцаха приблизительно 30 женщин и детей. После взлета самолет со стороны азербайджанцев подвергся зенитному обстрелу с земли. В результате попадания ракеты был поврежден хвост и загорелся двигатель самолета. Однако опытный экипаж смог долететь до места назначения совершив благополучную посадку в аэропроту Еревана. Пассажиры отделались испугом и незначительными ушибами.

9 мая 1992 года. В день великой победы армянский ЯК-40 вывозивший из Арцаха в Ереван мирных жителей, в течении всего полета подвергался обстрелу с земли. И вот когда казалось бы самолет ушел от обстрелов войдя в воздушное пространство Армении на горизонте появился угнанный с российской авиабазы штурмовик Су-25. За штурвалом самолета сидел угнавший его национальный герой Азербайджана Вагиф Курбанов, который только за два дня с момента угона судна убил около 30 и ранил около 120-ти мирных жителей. Появившись в воздушном пространстве Армении пилотируемый им самолет открыл огонь на поражение по гражданскому судну. В результате атаки двигатель Як-40 был поражен тепловой ракетой выпущенной азербайджанцем. Лишь благодаря мастерству и профессионализму, экипажу не выпуская шасси удалось совершить аварийную посадку горящей машины на «брюхо» в Сисиане. Из пассажиров никто не пострадал, а сам самолет после благополучной эвакуации пассажиров сгорел. Что касается героя Азербайджана дезертира-угонщика и убийцы мирных жителей Вагифа Курбанова, то буквально через месяц 13 июня под Аскераном ракета нашла своего своего «героя» - он был сбит огнем с земли.
Армения Онлайн © 2006—2018