Новости Армении

Библейское напутствие Ара Геворкяна

Азербайджан продолжает посягать на армянскую культуру. Очередное проявление этой неустанной тенденции в последние дни обернулось шумихой о якобы имевшем место плагиате со стороны армянского композитора, дирижера и исполнителя Ара Геворгяна. На сей раз посол Азербайджана в Российской Федерации Полад Бюльбюль оглы выразил свои претензии российскому Первому каналу, использовавшему в проекте «Звезды на льду» песню, якобы принадлежащую аранжировщику Тофигу Гулиеву под названием «Сене де галмаз», которая была названа ведущими программы армянской мелодией. Более того Азербайджан намерен оспорить авторские права Ара Геворгяна - автора мелодии. За комментариями корреспондент АрмИнфо обратилась к всемирно известному композитору, автору более 50 популярных во всем мире музыкальных произведений.

Г-н Геворкян как Вы отреагировали на обвинения азербайджанцев, и намерены ли отстаивать свои авторские права в международных инстанциях, если на то уж пойдет дело?

Об азербайджанской пропаганде псевдонациональной культуры был наслышан, но никогда не сталкивался с этим сам. В принципе я готов дать достойный ответ на обвинения. В библиотеке американского конгресса по авторским правам в 1998 году мне пришлось ждать 9 месяцев, чтобы закрепить авторские права на мое произведение «Арцах», которые я в последствии и получил. В 1999 году альбом «Ани» в который входит и произведение «Арцах» был удостоен американской премии «Лучший альбом года» (Winner of 1999 Armenian Music Awards (USA) as The Best New Age Album). Не будучи политиком, выросшим в семье музыкантов, где всегда звучала народная армянская песня, и впитывалось присущее армянам христианское повиновение и миролюбие я и после этих обвинений не могу, как говорится, грубостью и пустыми высказываниями отвечать на клевету. Тем не менее, не вдаваясь в долгую полемику, я готов в судебном порядке защищать свои авторские права. Речь идет о том, что месяц назад в Минске было озвучено мое произведение «Арцах», которое было урезано без моего на то согласия. Между прочим, под мою музыку танцевала азербайджанская спортсменка Динара Гематова. По-моему именно это обстоятельство вызвало недоумение у азербайджанцев, которые не пожелали признать армянской прозвучавшую музыку, под которую выступила их спортсменка. Между тем, на Гран-при по художественной гимнастике в Минске не было объявлено, что Гематова будет танцевать под музыку Ара Геворгяна.

Как Вы считаете, почему именно произведение «Арцах» стало предметом нездорового интереса азербайджанцев? Ведь, насколько известно, она звучала не раз и не на одной спортивной арене.

Впервые под музыку «Арцах» выступил российский фигурист Александр Абт на зимних Олимпийских играх в Солтлейк Сити в 2002 году. Она была исполнена и в канадском Ван Кувере, и в Братиславе на Чемпионате Европы по фигурному катанию, и в Турине на Олимпийских играх в прошлом году, где под мою музыку выступала фигуристка из Грузии Елена Гедеванишвили. Везде объявлялось: автор произведения армянский композитор Ара Геворкян. Она достаточно популярна и известна не только в мире спорта, но когда под «Арцах» станцевала азербайджанская спортсменка, политическая элита сформулировала этот факт как признание официального Баку независимости Арцаха. Кстати, сразу после публикации в газете «Голос Армении» статьи «Азербайджанская спортсменка признала азат Арцах» и интервью со мной по телеканалу «Армения» был уничтожен мой сайт.

Азербайджанцы объявили Вам и виртуальную войну!

К их большому сожалению, я сразу же предпринял шаги для создания нового сайта, серверы которого защищаются американскими провайдерами. Теперь мои альбомы доступны на моем сайте. Кстати, произведение «Арцах» в свободном доступе могут услышать все посетители сайта.

Знакомы ли вы с азербайджанской музыкой и есть ли схожесть ваших произведений с их народным творчеством, как утверждается?

Вот это трудный вопрос, поскольку я никогда не был в Баку и вообще нигде в Азербайджане. Никогда не был знаком с азербайджанской музыкой и никогда не соприкасался с их культурой. Не будучи знаком с культурой азербайджанцев, я не могу провести параллели схожести или различий их и армянской музыки. Могу только сказать, что со стороны азербайджанцев это не первая попытка оклеветать армянских композиторов, вплоть до произведений Арама Хачатуряна. Эти попытки ни к чему не приводят. Более того, когда музыка армянского духового инструмента дудук была признана ЮНЕСКО шедевром культурного наследия человечества, азербайджанцы попытались оспорить его причастность к армянской культуре. Иногда такие выпадки становятся просто смешными и надоедают. Здесь просто возникает недоумение: почему азербайджанцы, называя камни кресты-хачкары албанскими хачдарами, варварски уничтожили хачкары в Старой Джуге.

Отступая от темы, хочу полюбопытствовать о Ваших следующих произведениях. Готовите ли Вы новые сюрпризы для поклонников творчества Ара Геворгяна?

Уже на протяжении 7 лет работаю над очень уникальным проектом - совершенно революционным в мире музыкальных произведений. Произведение называется «Сирецек з мимианс» (Возлюбите ближнего своего) продолжительностью в 8 минут 40 секунд. За это время 3 арабов, 2 индуса, 2 молдаванина, 2 китайца, шотландец, венесуэлец, грек, испанец, африканец и группа армянских музыкантов исполняют произведения на своих народных музыкальных инструментах. Интернациональное исполнение как никогда лучше представляет миру, что Земля – общая крыша для всех наций, под которой должны царить мир и согласие.

Это произведение вы уже успели защитить от притязаний наших соседей и когда вы представите его широкой публике?

Авторские права закреплены за мной еще с 2002 года в том же Вашингтонском конгрессе. «Возлюби ближнего своего» отрабатывалось поначалу на синтезаторе, а потом я решил его записать на инструментах разных народов. Работа над произведением близится к концу. Думаю, что представлю его публике очень скоро.
Источник: АрмИнфо
Армения Онлайн © 2006—2018